ВВП Японии в янв-марте -0,2% к/к в реальном выражении, прогноз -0,4% к/к
Экономика Японии сократилась в первые три месяца этого года, когда ограничения, введенные на фоне вспышки Covid-19, сдерживали потребительские расходы.
ВВП Японии в январе-марте уменьшился на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом, тогда как опрошенные Quick экономисты ожидали его уменьшения на 0,4%.
В годовом исчислении (предполагающем сохранение динамики 1-го квартала в течение всего года) ВВП сократился на 1%.
С начала пандемии достижение непрерывного роста экономики Японии было проблематичным. В отличие от США, Китая и ведущих экономик Европы, японская экономика пока еще не восстановилась до предкризисного уровня.
В январе-марте, когда распространение омикрон-штамма в Японии достигло своего пика, потребление негосударственного сектора показало нулевой рост против предыдущего квартала. По просьбе правительства рестораны закрывались раньше обычного, а универмаги в Токио и ряде других крупных городов ввели ограничения на число посетителей.
Эти меры теперь отменены, и экономисты ожидают восстановления экономики в текущем квартале. При этом некоторые из них отмечают, что рост цен, спровоцированный подорожанием энергоносителей и сырья, бьет по потребительскому спросу.
Экспорт в январе-марте вырос на 1,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Экономисты полагают, что восстановление экспорта происходит так медленно из-за сохраняющейся напряженности в поставках. Между тем импорт вырос на 3,4%, что связанно с повышенным спросом на вакцины от Covid-19.
Индекс заработных плат в Австралии в 1-м кв +2,4% г/г
Рост заработных плат в Австралии в 1-м квартале сильно отставал от стремительного ускорения инфляции, порождая опасения относительно реальных доходов и усложняя задачу Резервному банку Австралии, который недавно сигнализировал о желании в ближайшие месяцы повышать процентные ставки ускоренными темпами.
Согласно данным, опубликованным в среду Австралийским бюро статистики, индекс заработных плат в 1-м квартале этого года вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2,4% по сравнению с 1-м кварталом прошлого года. Экономисты ожидали роста индекса на 0,8% и 2,5%, соответственно.
Разочаровывающие данные несколько противоречат ключевому аргументу РБА о том, что уверенное восстановление экономики и падение безработицы до самого низкого уровня с начала 1970-х годов провоцируют быстрый рост заработков.
Управляющий РБА Филип Лоу обосновывал первое с 2010 года повышение официальной процентной ставки 3 мая именно быстрым ростом заработков, о которым свидетельствовали опросы, проводимые центробанком.
Инфляция в Австралии в 1-м квартале подскочила до самого высокого уровня за 20 лет, из-за чего РБА был вынужден перейти к повышению процентных ставок раньше, чем предполагалось.
Финансовые рынки ожидают, что к концу года РБА поднимет официальную процентную ставку до около 2,0% с нынешнего уровня 0,35%. Лоу же ранее аргументировал, что нормализация политики предполагает повышение процентной ставки до около 2,5%.
Главным драйвером роста заработков в 1-м квартале стал частный сектор, где зарплаты выросли на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2,4% по сравнению с 1-м кварталом прошлого года. В государственном секторе заработки выросли на 0,6% и на 2,2%, соответственно.
Индекс потребительских цен /CPI/ Великобритании в апр +2,5% м/м, +9,0% г/г
Годовая инфляция в Великобритании в апреле составила 9%, достигнув 40-летнего максимума, так как более высокие цены на энергоносители отразились на коммунальных платежах домохозяйств. При этом увеличение стоимости жизни оказывает негативное давление на реальные доходы потребителей.
Согласно опубликованным в среду данным Национального бюро статистики, индекс потребительских цен (CPI) Великобритании, т.е. индикатор расходов потребителей на определенные товары и услуги, в апреле продемонстрировал самое стремительное повышение с 1982 года. В марте годовая инфляция в Великобритании составила 7%.
Экономисты, опрошенные The Wall Street Journal, ожидали, что годовой рост индекса CPI будет равен 9,1%.
По большей части скачок инфляции был обусловлен пересмотром верхнего предела цен в энергетической сфере, который происходит дважды в год.
Согласно представленным данным, индекс CPI Великобритании в апреле вырос на 2,5% по сравнению с мартом.
Базовый индекс потребительских цен (Core CPI), не учитывающий волатильные цены на продукты питания и энергоносители, в апреле повысился на 6,2% по сравнению с предыдущим годом после роста в марте на 5,7%.
Экономисты ожидают, что темпы инфляции в Великобритании будут оставаться высокими до конца года из-за динамики цен на сырьевые товары и продукты питания, но в 2023 году она резко ослабнет.
Пауэлл вновь выразил уверенность в том, что центробанк сможет повысить ставки и справиться с инфляцией
Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл отметил во вторник, что центробанк повышает ставки в ускоренном порядке, чтобы обуздать достигшую 40-летних максимумов инфляцию.
“У нас есть как инструменты, так и решимость, чтобы взять инфляцию под контроль”, – сказал он во время выступления на организованном Wall Street Journal фестивале Future of Everything, добавив, что ФРС предельно сфокусирована на достижении поставленной цели. Для того, чтобы ослабить повышательное ценовое давление, центробанк США недавно начал самое агрессивное за несколько десятилетий повышение процентных ставок.
“Нам необходимо увидеть убедительное снижение темпа инфляции, – сказал Пауэлл. – Пока мы этого не увидим, мы будем продолжать начатое”.
Пауэлл вновь выразил уверенность в том, что центробанк сможет повысить ставки и справиться с инфляцией, не подталкивая экономику к рецессии. При этом он отметил сложность этой задачи.
“Восстановление ценовой стабильности может быть болезненным, – сказал Пауэлл. – Рынок труда будет оставаться весьма сильным… даже если уровень безработицы и повысится немного”.
ФРС по-прежнему намерена рассматривать повышение процентных ставок на 50 базисных пунктов на заседаниях в июне и июле, подтвердил Пауэлл. “Если показатели экономики будут соответствовать нашим ожиданиям, то этот вопрос будет рассматриваться”, – сказал он. До нынешнего мая последний раз ФРС повышала процентные ставки такими темпами только в 2000 году.
В этом году ФРС поднимала процентные ставки дважды, доведя их до диапазона 0,75%-1%. Пауэлл подчеркнул, что центробанк будет продолжать повышения, пока инфляционное давление не ослабнет.
Председатель ФРС выразил надежду, что обуздать инфляцию удастся, не провоцируя существенного роста безработицы.
“Экономика сильна, – сказал Пауэлл, ссылаясь на опубликованные во вторник данные по розничным продажам в США. – Мы полагаем, что она в хорошем положении, чтобы устоять перед ужесточением денежно-кредитной политики”.
Год назад руководство ФРС характеризовало повышенную инфляцию как временное явление. Прошлой осенью центробанк отказался от этой характеристики на фоне быстрого восстановления рынка труда и распространения ценового давления на широкий спектр товаров и, что более важно, трудоемких услуг.
Тем не менее, еще в январе ФРС ожидала ослабления инфляции этой весной с улучшением ситуации с поставками. Этого пока не произошло. Между тем недостаток предложения на рынке труда становился все более ощутимым – в марте на каждого ищущего работу американца приходилось почти по две вакансии.
Кризис на Украине и введение новых локдаунов в Китае разрушили все надежды на скорую передышку. На этом фоне многие из руководителей ФРС начали говорить о целесообразности ускоренного повышения процентных ставок весной и летом.
В ФРС по-прежнему надеются на ослабление инфляции позднее в этом году, чему должны поспособствовать устранение проблем в цепочках поставок и возвращение большего числа работников на рынок труда. Однако теперь представители ФРС говорят о том, что центробанк больше не может определять свою краткосрочную политику, исходя из того, что эти ожидания реализуются.
Между тем инвесторы ожидают, что повышение процентных ставок в ближайшей перспективе будет продолжаться. Финансовые рынки последнее время остро реагируют на политику ФРС, инфляцию в США, российско-украинский конфликт и замедление роста экономики Китая.
Уровень, до которого ФРС будет поднимать ставки, пока неясен. Если инфляция не начнет уже скоро подавать сигналы о замедлении, может увеличиться число руководителей центробанка, считающих необходимым довести процентную ставку в ближайшие 12-18 месяцев до около 4%, а не около 3%, как предполагают прогнозы, представленные на заседании ФРС два месяца назад.
Последние данные по инфляции оказались неоднозначными. Согласно отчету, опубликованному на прошлой неделе Министерством труда США, базовый индекс потребительских цен (CPI), не учитывающий волатильные цены на энергоносители и продукты питания, в апреле с учетом коррекции на сезонные факторы вырос на 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем и на 6,2% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года.
ФРС предпочитает ориентироваться на другой индикатор инфляции – индекс расходов цен на личное потребление (PCE), который будет опубликован в апрельском отчете Министерства торговли 27 мая. По оценкам аналитиков Wall Street, этот индекс покажет более сдержанный темп инфляции.
Экономисты Morgan Stanley полагают, что базовый PCE в апреле вырос менее чем на 0,3% по сравнению с мартом и на 4,8% по сравнению с апрелем прошлого года (после роста на 5,2% в марте).
По мнению Пауэлла, финансовые рынки неплохо справляются с циклом ужесточения политики ФРС. “На рынках бывают и волатильные дни, но пока что думаю, что нам удастся пройти через это достаточно хорошо”, – сказал Пауэлл.
Источник: XM